пятница, 31 августа 2012 г.

Москва. Взгляд сквозь время... Продолжение



Как и обещала, выкладываю продолжение фотографий старой и новой Москвы, взятых из ежедневника 1965 года. Смотрим, что же изменилось... :)

Издательский комплекс Известия


С этим зданием получилось довольно забавно. Фотографирую угол здания. Смотрю на то, что получилось, смотрю на старую фотографию и не могу понять в чем дело. Были круглые окна и балконы, стали застекленные лесничные пролеты. Ну не может быть, чтобы так сильно здание перестроили. Присмотрелась, оказалось, что его не перестроили, а достроили в длину. Вот угол здания, выходящий на Тверскую-Ямскую улицу.



А вот немного истории. Оказалость, что эту часть (довольно большую) пристроили в 70-х годах
Издательский комплекс «Известия» начал образовываться после переезда советского правительства в Москву на базе конфискованной газетной типографии, редакционных помещений и жилых апартаментов (бывший дом госпожи Лукотиной по ул.Тверской, 48) – целого комплекса зданий, который Сытин приобрел за 200 тыс. полноценных царских рублей. Туда еще в начале мая 1905 г. он перевел из собственной издательской фирмы по улице Пятницкой редакцию газеты «Русское слово», газетную типографию и 1200 сотрудников.
На нижнем этаже этого редакционно-полиграфического здания И.Д. Сытин разместил свой книжный магазин, а во дворе построил для расширявшегося Товарищества четырехэтажный производственный корпус и суперсовременную по тем временам, по европейскому стандарту оборудованную техническую пятиэтажную типографию «Русского Слова» (москвичи ее именовали «сытинским небоскребом»; его снесли лишь в конце 70-х годов – при постройке нового – бетонного – здания редакции газеты «Известия»).
Да, Иван Дмитриевич собственноручно написал: «Я ничего не имею против национализации, по которой у меня изъято: 17 книжных магазинов, 5 больших книжных складов, две большие типографии в Москве, одна в Петрограде и 1600 пудов бумаги. Но мог ли он, потерявший всю свою собственность, на самом деле спокойно относиться к «экспроприаторам» - вопрос из разряда риторических, достоверного ответа на который никому уже узнать не дано.
Эраст Галумов.

Второе место  - это Мост на площади перед площадью Белорусского вокзала

Эту площадь москвичи чаще называют площадью Белорусского вокзала (она и впрямь так именовалась с 1932 по 1990 год). Между тем, настоящее ее название — Тверская застава или площадь Новых Триумфальных ворот.

Почти ничего не изменилось. Только машины теперь другие на дорогах. А вот если развернуться на 180 градусов, то мы увидим, что изменений хоть отбавляй.



Эти бизнес-центры были построены сравнительно недавно, еще лет 8 назад их не было. Каждый раз, выходя из метро, удивляюсь, как же странно Храм Николы Чудотворца смотрится на фоне этих грамил! А на фотографии такое ощущение, что они прям обступили, склонились над ним и сейчас ее проглотят....

Первый проект храма был выполнен И.Г.Кондратенко в 1908 по заказу купца-старообрядца И. К. Рахманова, владевшего участком на стрелке Бутырского Вала и  Лесной улицы в стиле белокаменной владимирской архитектуры. Для Кондратенко, строившего десятки доходных домов, это был первый проект в храмовом строительстве. Проект был тогда же утверждён городской управой, но строительство по неизвестным причинам было отложено. Шесть лет спустя, община призвала другого архитектора — А.М. Гуржиенко, который выполнил совершенно иной проект. Для Гуржиенко, специалиста по дорожным работам и перестройкам старых зданий, это был также первый проект храма.
Стараниями общины храм был завершен и освящен в 1921. Жизнь в храме продолжалась всего 14 лет. В 1935 году он был закрыт. В 1940-х годов в храме находился склад Местной противовоздушной обороны. Позже в нём разместилась мастерская скульптора С. М. Орлова. Именно здесь он работал над памятником Юрию Долгорукому. Затем здесь размещалась мастерская всесоюзного художественно-производственного комбината им. Е.В.Вучетича.
В 1993 году храм был передан Русской православной старообрядческой церкви.

Продолжение следует...


4 комментария:

  1. Катюш, как всё ты интересно описала. И фотографии с удовольствием рассматриваю (как и всегда).
    Это ж сколько всего Сытин потерял?! Ох, слабо верится, что он ничего не имеет против национализации. Это скорее ирония. Злая ирония. Ведь чувствуется, что человек был на своём месте, такую активную деятельность вёл. И тут вдруг - не имею против... Ну уж...
    И точно: площадь Белорусского вокзала не изменилась - красивая... А здания возле храма словно утюги или параходы.
    Спасибо, Катя! Ждем продолжения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, то, что чувствовал Сытин, словами не описать. Представляю как ему ему было больно и обидно. У моей одноклассницы предки до революции были довольно состоятельными людьми, так вот ее мама все надеялась в начале перестройки, что национализированную собственностью им, как потомкам, вернут...

      Удалить
  2. Всегда как-то грустно смотреть, когда на фоне храмов и соборов вырастают подобные сооружения. На мой взгляд, они должны быть обособлены или окружены парками-сквериками)) Потом еще удивляемся, почему же возможны всяческие акты вандализма внутри церквей. Что-то меня понесло, да? На самом деле подобные посты заставляют задуматься и это замечательно!
    Поздравляю вас с первым днём осенью и днём города, Катя) Москва в это время должна быть особенно прекрасной!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, сегодня еще и 1 сентября, вроде как линейку и первый учебный день пережили, сейчас пойдем на дне города гулять. Власти города обещали хорошую программу :)

      Удалить

LinkWithin

соответствующие Должности Плагин для WordPress, Blogger...